Зубоврачебные Заметки Др. Евгений Иоффе. DDS, Ph.D
Прямые реставрации занимают примерно 95-96% клинической деятельности. Большинство дантистов свою повседневную практику связывают с прямым восстановлением зубов, стремясь к долговечности и эстетике реставрации.
Сегодняшнее зубоврачевание, как никогда раньше, сочетает в себе науку и искусство. Дантисты всегда гордились своими возможностями самовыражения и создания эстетичных реставраций, получив удовлетворение от, практически, моментального и явного обозримого результата.
Несмотря на новейшие достижения в зубоврачебной технике и материалах, многие дантисты предпочитают по разным причинам пользоваться техникой прямого восстановления композитными материалами. Конечно, мы говорим, в основном, о передних зубах, эстетическое восстановление которых требует мастерства. Но это мастерство не может быть реализовано без знания материалов и особенностей использования композитов, как бы не врач не стремился к представлению о конечном результате.
Самым сложным в достижении эстетики реставрации является восстановление IV класса (и некоторых дефектов III класса), т.е. дефектов передних зубов с полной или частичной потерей режущего края и/или задней стенки зуба. Связано это, главным образом с тем, что цвет/оттенок зависит от восприятия глазом отражённых лучей света, т.е. физического свойства, т.к. без отражения света от задней стенки, достигнуть естественного оттенка невозможно, как невозможно пользоваться зеркалом без задней стенки – мы не сможем получить отражение окружающих предметов и нас самих.
От этого свойства зависит восприятие цвета (hue), как синий, красный, жёлтый и т.д., который может иметь различную интенсивность (более «разбавленную» или более «концентрированную») – chroma – от, скажем, желтоватого до коричневого и яркость (value) от очень тёмного до очень светлого.
Правильное сочетание этих элементов создаёт представление о цвете/оттенке зубов. Дополнительно, эмаль обладает прозрачностью и «глубиной», т.е. надо иметь представление от чего это зависит и что означает в нашей профессии. Конечно, надо знать макроанатомию отдельных зубов и как её воссоздать. Придти к воссозданию эстетики зубов «методом тыка» невозможно и такой подход связан с большой потерей времени без достижения результата, т.к. продолжать делать тоже самое снова и снова без должной оценки проблемы и ее решения приведет к тем же результатам.
При правильном систематическом подходе и последовательности использования подходящих композитных материалов, восстановление передних зубов не занимает много времени. Правда, некоторые дантисты считают, что оправдать гонорар за работу можно, показав пациенту, как только долго и тяжело они работали, утирая капельки пота со лба. Увы, пациент, честное слово, не ценит ваш труд, как строительного рабочего, он не хочет сидеть часами с открытым ртом, хочет побыстрее все это закончить и покинуть ваш офис. Я думаю, что соблюдая последовательность, у вас должно уйти на восстановление одного переднего зуба, примерно, 10-15 минут.
Вот, как это лучше сделать:
1. До того, как вы начали препаровку, сразу после того, как пациент сел в ваше кресло, определите основной оттенок восстанавливаемого зуба. Через короткое время, при открытом рте, зубы пересохнут и «попасть» в оттенок вам не удастся. Нанесите на зуб композитный материал, который ближе всего к оттенку зуба. Никакой протравки, адгезива и т.д. делать не нужно. Полимеризуйте композит. Если, к примеру, А2 не очень подходит, проделайте то же самое с А3 и т.д.
2. Воспользуйтесь любым композитом, имеющимся под рукой, и в грубой форме, воссоздайте недостающий участок зуба, а затем из любого слепочного силикона сделайте шаблон, наложив силикон на небную поверхность и либо прижав массу, дожидаясь отверждения, либо попросив пациента закрыть рот в центральной окклюзии, как показано здесь. Это даст вам отпечаток небной поверхности зуба.
3. Зубы занимают определённое положение по отношению к середине альвеолярного отростка и, воссоздав небную поверхность, вам будет легче с реставрацией коронковой части, если иметь основной ориентир. Иначе вам будет трудно правильно распределить все слои композита.
4. Удалите первоначально созданный макет, изолируйте зуб, удалите кариес, если необходимо, и нанесите короткий скос по всему периметру границы препаровки.
5. Подготовьте препаровку к бондингу, нанесите и полимеризуйте адгезив, после чего, воспользовавшись наномикрофильным композитом Aelite Aesthetic Enamel в оттенке Incisal Clear или Incisal Light Gray, воссоздайте скорлупку небной поверхности. Aelite Aesthetic Enamel является очень прочным материалом и великолепно полируется. Так как этот материал содержит очень маленькие частицы, он не будет подвержен стираемости. У вас, таким образом, будет создана небная поверхность и основа, на которой вы можете наслаивать композитные материалы.
6. Но, если мы теперь начнем послойное наложение композита, то у нас не получится отражения света, т.е. «зеркало» ещё не готово с обратной стороны. Поэтому, нанесите на поверхность созданной матрицы опаковый слой, как Bisco Opaquer. Обратите внимание, что этот материал, в отличие от других, является материалом двойного отверждения, что имеет смысл, если учесть, что в существующих опаковых материалах, свет полимеризационной лампы не пройдёт на все толщину слоя, оставив материал недополимеризованным. При двойном же отверждении вы можете быть уверены в полной полимеризации.
7. Нанесите слой Aelite AllPurpose Body для прочного слоя и выглаживайте композит кисточкой (художественной), смоченной в Modeling Resin. Дантисты привычно это делают, макнув кисточку в остатки адгезива, но адгезив содержит много дополнительных элементов, которые могут способствовать смещению оттенка, а с Modeling Resin этого не произойдёт.
8. Последний слой – Aelite Aesthetic Enamel, который даст ощущение глубины и трёхмерности.
9. Загладьте слой кисточкой, полимеризуйте и отделайте вашу реставрацию.
|